Перейти к основному содержанию
Авторский материал.

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера – сокровищница общечеловеческой культуры. Традиции, верования, обряды, песенный и танцевальный фольклор – огромное достояние мирового значения. 

 

Федеральные нормативно-правовые акты закрепляют государственные обязательства по сохранению традиционных культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

Из-за сложных природно-климатических условий особое внимание необходимо уделять сохранению и возрождению самобытной культуры и традиционного образа жизни эвенов и эвенков – древнейших коренных народов Севера. 

 

Эвены – этноним «ламуты» – коренной малочисленный народ Севера, проживающий локальными группами в Якутии, Магаданской области, Чукотском и Корякском АО, Камчатской области и Охотском районе Хабаровского края. Их общая численность составляет около 20 тысяч человек.

 

Эвенки – этноним «эвенкил» – коренной народ, населяющий обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке, а также проживающий в Монголии и на севере-востоке Китая. Этот народ включает несколько субэтнических групп. Наибольшее различие мы наблюдаем между западными (Красноярский край, Иркутская область) и восточными (Амурская область, Хабаровский край) эвенками. Их общая численность составляет около 40 тысяч человек. 

 

Традиционные музыкальные инструменты эвенов и эвенков малоизучены. Самый распространенный инструмент, имевший большое обрядовое значение, – шаманский бубен.

 

Игра на музыкальных инструментах эвенов и эвенков сопровождала важные события семейного и охотничьего быта, массовые народные праздники, танцы, ритуалы. Они были связаны с охотничьим промыслом, магическими обрядами, играми детей и другими формами жизни коренных народов Севера.

 

Особенно широко распространены ударные и шумовые инструменты, выполненные, в основном, из подручных материалов. Главным инструментом из них считается шаманский бубен.

 

Первым атрибутом, который приобретал шаман, была колотушка для бубна. Её изготавливали из дерева, разбитого молнией, кости или клыка мамонта. Снизу широкую часть обтягивали медвежьей шкурой или шкуркой оленя, марала или лося [1, с. 253].

 

В таблице приведены разновидности бубна по его функциональному предназначению. Проведено сравнение трех видов бубна: шаманского (обрядового), песенно-танцевального (аккомпанирующего), игрового. В таблице указано его наименование у различных этнических групп.

 

Таблица 1. Разновидности эвенского и эвенкийского бубна 

 

Разновидности бубна по функциональному предназначению

Наименование 

эвенского бубна

Наименование эвенкийского бубна
1Шаманский (обрядовый)унгту 

- в Илимпийском районе Красноярского края – унтугун;

- по исследованиям Г.М.Василевич - унтувун, нимңаңки; 

- у охотской группы эвенков (Охотское побережье) – хунтун

- у подкамменно-тунгусских эвенков – ынтыун 

2Песенно-танцевальный (аккомпанирующий)унгтукэн хигин 
3Игровой по рассказам М. Дуткина - кэбэкэ -

 

Шаманский бубен эвенов был овальной формы, имел наклеенную мембрану из тонкой шкуры оленёнка, широкую и тонкую обечайку, шнуровую крестовидную рукоятку, четыре скобы с нанизанными трубчатыми подвесками, с рисунками солнца и моря на внешней стороне. Образец шаманского бубна у горно-материковых эвенов похож на оленью лопатку или листик, а мембрана растягивается шнурами, которые с тыльной стороной образует крест. Такой бубен имеет большее внешнее сходство с растяжкой для сушки жертвенной шкуры, чем с якутским бубном [5, с. 69-90]. 

 

Эвенкийский бубен – унтувун, нимңаңки – имеет овальную (яйцеобразную) форму. Он обтянут прочной кожей лося. Она представляет собой особую перепонку-мембрану, которая может звучать лишь в натянутом состоянии. На внешней стороне последней имелись резонаторные «шишки», в основании которых были деревянные столбики различной формы, часто высокие столбики чередовались с низкими. На них натягивались жильные нити или тонкие ремешки. Эти столбики основывали волнистую линию очертания бубна. 

 

В таблице указаны различия между эвенским и эвенкийским шаманским бубном.

 

Таблица 2. Сравнительно-сопоставительная таблица эвенского и эвенкийского шаманского бубна

 

Характеристика Эвенский бубен Эвенкийский бубен 
1Форма Овальная Яйцеобразная 
2Мембрана Кожа оленя Кода лося 
3Рукоятка Крестовидная, может быть рога оленя Крестовидная с круглым ободком 
4РисунокРисунок солнца и моря Рисунок лося или оленя 

 

После периода подготовки, занимающего два-три года, шаман начинает делать колотушку для будущего бубна с изображением человеческой головы на одном конце. Покрыв голову платком и уткнув колотушку в землю, он днями сидел и пел шаманские песни. Спустя год-два он во сне «видел» оленя, шкура которого предназначалась для бубна. Шаман сообщал его признаки и местонахождение сородичам, и те искали и убивали указанное животное (поиски иногда длились годами). Тушу убитого животного охотники привозили к стойбище. Шаман ложился рядом и накидывал снятую шкуру на себя. Лежа, он трижды кричал «по-лосиному». Охотники в это время делали маленькие луки и стреляли в него; этим они имитировали убиение лося-шамана. 

 

Бубен наделён ритуальным смыслом. Бубен символизирует животное-помощника шамана. Во всех культурах шаман перед началом камлания на новом бубне обязательно совершает ритуал его «оживления». 

 

Перед началом шаманства шаман нагревает бубен над костром и после окончания шаманства повторяет действие: чем сильнее нагрет бубен, тем чище и громче он издает звук. 

 

Нагретый бубен, по которому ударяет шаман колотушкой в определенную точку, издаёт звук, который с музыкальной точки зрения рассматривается как основной тон произвольной гаммы. Чаще всего эта точка верхнего конца нижней части вертикальной оси бубна 

 

В течение жизни шаман менял семь бубнов: раз в три-семь лет их изготавливали из лиственницы. При смене бубна со старого снимали металлические предметы и атрибуты, указывающие на его силу и способности, а сам остов и ровдугу сжигали. Восьмой бубен шаман получал в редких случаях: по личной просьбе самого шамана или воле старейшин рода. Полученный инструмент был последним в практике шамана, сопровождая своего владельца в завершении жизненного пути. Последний порванный бубен означал, что жизнь шамана подходит к концу. Если шаман умер раньше, то и бубен умиротворяли, выпуская из него духов [2, с. 28].

 

Почти у всех народов Севера и Сибири шаман не сам делал свой бубен и культовые атрибуты, а их подготавливали и «выдавали» сородичи. Часть этих работ выполняли женщины: они изготавливали шкуру, натягивали и пришивали её на деревянный обруч, украшали бисером, если этого требовала традиция. Мужчины мастерили деревянные части бубна, вытесывали и выгибали обруч, выковывали железные подвески, рисовали установленные традицией рисунки на бубне. Многие рисунки отражают значение бубна как символа ездового животного; в этом случае на обтяжке обычно изображалось животное или только его голова.

 

При камлании удары различаются друг от друга: каждая часть движений шамана, начиная с самых медленных до самых быстрых, исступленных, имеет свой ритм и метр.

 

Бубен используют только в особых случаях. Удары отличаются по ходу обряда: сначала удары мелкие (приглашение духов), тихие, потом громкие и сильные.

 

Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний (небесный) мир, где обитают добрые духи и в мир мёртвых. До сих пор без него не обходится ни один обряд. Миф о рождении шамана из яйца наводит на мысль о том, что бубен является вместилищем души шамана.

 

Битьё в бубен при видимой лёгкости и простоте процесса требовало от исполнителя большой сноровки и искусства. Новичку приходилось очень долго упражняться, пока он достигал должного умения. То же самое следует сказать и относительно пения. Шаманское действие длилось несколько часов, и всё это время шаман должен был работать без перерыва.

 

Действительно, требовалось несколько лет практики, чтобы выработать твёрдость руки и свободу голоса. Некоторые шаманы в продолжение всего подготовительного периода почти не выходили из внутреннего полога и по несколько раз в день упражнялись на бубне, пока не выбивались из сил.

 

Известны многие постановки с использованием бубна. Однако бубен как музыкальный инструмент используется чаще в подражательных танцах или танцах, имеющих обрядовое значение. 

 

Бубны, использовавшиеся в обычной жизни, были предназначены для аккомпанирования песен и для игр. Для изготовления этих бубнов подходит шкуры любого животного. Для песенных бубнов чаще всего используют шкуру важенки, она более нежная и подходит для аккомпанирования народных песен. Песенно-танцевальные и игровые бубны были размером меньше, чем обрядовые и по форме напоминали круг.

 

В Республике Саха (Якутия) народный ансамбль «Гулун» во многих своих танцах, постановках, показывает разновидные техники исполнения: удары по обечайке, поглаживание лицевой стороны бубна, бросание бубна. Также носитель коренных малочисленных народов Севера, популяризирует эвенский песенный бубен.

 

В этноспектаклях бубен может быть использован в качестве атрибута шамана при исполнении каких-нибудь отрывков обрядовых действ. В обычной песне бубен не использовался, однако в последнее время наблюдается совершенно иная картина. Известный исполнитель народных и горловых песен, создатель и руководитель этнокультурного центра Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия) «Индьи» Максим Ильич Дуткин часто использует бубен в качестве музыкального инструмента. Его номера, построенные на принципе зрелищности, могут приравниваться к театрализованному представлению. 

 

При использования бубна актёр должен знать, как правильно держать бубен, немалое значение имеет вхождение в состояние транса и умение держать ритм. Актёр он должен быть осведомлен об определённых запретах – например, нельзя петь неритуальные песни в сопровождении бубна. 

 

Считается, что бубен должен находиться в руках шамана лицевой стороной вниз к земле. Таково правильное положение бубна. Бубен делится на три части: верхний, средний, нижний. Если ударять по верхней части бубна, это означает связь с верхним миром (с богами); если ударять в середине бубна, это означает связь со средним миром, со средними божествами; нижняя часть бубна означает мир мёртвых.

 

Работа с бубном должна начинаться с технических упражнений: поглаживания лицевой стороны бубна, ударов по обечайки, метра, ритма. Бросание бубна создает связь между актёром и бубном. Удивительный музыкальный эффект получается при игре на двух бубнах разной величины.

 

Актуализация бытования эвенского и эвенкийского бубна направлена, прежде всего, на сохранение традиционной музыкально-инструментальной культуры малочисленных коренных народов Севера. Бубен, как наследие древней эпохи, максимально соответствующий собственным традициям, обладает специфическими чертами (в плане своего функционального предназначения и формы исполнения), которые повлияли на степень его бытования в новых жизненных условиях.

 

Литература:

 

1.           Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки XVII — нач. XXв.— Л.: Наука, 1969. – 302 с.

2.           Дуткина В.А., Белянская М.Х. Эвенки Верхнекетья: историко-этнографический очерк, СПб. Алмаз-Граф, 2014. – 114 с.

3.           Немирова Е. Статья о народах. Морские оленеводы https://nazaccent.ru/content/26790-morskie-olenevody.html (дата обращения 2.04.2021)

4.           Потапов Л.П., Левин М.Г. Историко-этнографический атлас Сибири. – М.Л., Изд-во АН СССР, 1961. – 496 с.

5.           Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. – Москва: «Восточная литература» РАН, 2002. – 718 с.

Об авторе: Преподаватель класса якутского фольклора Платонова Марфа Ньургуновна