Перейти к основному содержанию
Основатели общедоступных онлайн-курсов рассказывают, почему они занялись дистанционным образованием.

Сегодня, во время непобежденной пандемии, многие считают, что онлайн-обучение — вынужденная мера, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих. Хуже, чем очное обучение, но лучше, чем ничего. Однако основатели успешных курсов с аудиторией в несколько сотен тысяч человек, когда запускали свои программы, руководствовались совсем другими мотивами. Какими именно? Об этом они рассказали в своих выступлениях TED.

 

Чему нас учит онлайн-образование. Дафна Коллер

 

 

Дафна Коллер — профессор факультета информатики Стенфордского университета. Ее путь, можно сказать, был предопределен: дочь двух профессоров удостоилась блестящей академической карьеры. Вместе с тем она понимала, что принадлежит к меньшинству с хорошими стартовыми возможностями. А что делать людям, которые не обладают ими? 

 

Один из самых больших курсов в Стенфорде — «Машинное обучение». Его ведет Эндрю Энг. Это очень популярный предмет, каждый раз его выбирают 400 студентов. Когда Эндрю Энг предложил этот курс в дистанционном формате для широкой публики, на него записалось 100 тысяч человек. Чтобы достичь такой аудитории на очных занятиях, Эндрю пришлось бы преподавать 250 лет. 

 

Так возникла идея создать платформу онлайн-обучения Coursera. Она предоставила людям по всему миру доступ к лекциям лучших преподавателей ведущих университетов.

 

Изменим подход к образованию с помощью видеоуроков. Салман Хан

 

 

Бесплатную онлайн-платформу для обучения «Академия Хана» основал американский предприниматель и преподаватель Салман Хан. Он жил в Бостоне: работал аналитиком инвестиционного фонда и дистанционно обучал своих братьев и сестер, которые жили в Новом Орлеане. Первые образовательные видео он начал загружать на YouTube — просто для удобства. Такая шпаргалка для повтора пройденного материала. И тогда родственники Хана сказали ему, что он им больше нравится на видеозаписях, чем вживую. Что они имели в виду? Отнюдь не то, что не любят своего брата и предпочитают наблюдать за его цифровым изображением, а не общаться с ним лично. Они хотели сказать, что им нравится, что видео можно в любой момент остановить, перемотать назад или посмотреть снова. 

 

Привычная обстановка и возможность заниматься в любое время — первый аргумент в пользу обучающих видео. Второй — это польза. Знания про десятичные дроби никогда не устареют и пригодятся современным пользователям, их детям и внукам. «Если бы Исаак Ньютон уже разместил на YouTube видео по исчислению, мне не пришлось бы это делать», — шутит Салман Хан. 

 

Сейчас в Академии Хана размещены тысячи уроков — от элементарной арифметики до векторного исчисления. Количество студентов в месяц превышает миллион человек.

 

Когда в классе 100 тысяч учеников. Питер Норвиг

 

 

Питер преподавал в Стенфордском университете введение в искусственный интеллект. И хотя сам предмет очень передовой, методика преподавания мало чем отличается от той, которая была в XIV веке. Перед классом за кафедрой стоит мудрец, кто-то внимает, кто-то спит на заднем ряду — все как на обычной лекции в университете. Так Питеру пришла в голову идея организовать бесплатный курс, доступный всем желающим. За первые две недели на него записались 50 тысяч человек. Вскоре пройти курс захотели 160 тысяч студентов из 209 стран. 

 

При подготовке курса Питер поставил себе задачу сымитировать индивидуальное обучение. Один студент сказал: «При изучении у меня было ощущение, что сижу в баре со своим умным другом, который объясняет мне материал. Я еще не успел усвоить его, но уже почти понял».

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»